Количество
|
Стоимость
|
||
|
Згарды (в ед. числе ′Згард′, мужского рода) - это обереги в виде крестов, которые по аналогии с христианскими, называли мальтийскими или тевтонскими крестами. Название Згарда возникла от санскр. ′Svarga′ - то есть Сварга, Вселенная.
С давних времен считалось, что этот амулет является символом единения четырех земных стихий: земли и огня, воздуха и воды. Также этот символ раскрывает взаимосвязь времени и пространства, энергии и информации.
Эти украшения являются уникальными свидетелям сохранившихся традиций, дошедших до нашего времени, и не потеряли обережной силы.
Можно носить как самостоятельное украшение, так и комбинировать с коралловым ожерельем.
Згарда – традиционное гуцульское украшение культового значения. Его основу составляют медные или латунные литые крестики. В промежутках между ними располагаются трубочки (спиральки). Эти элементы нанизывали на ремешок, шнурок или проволочку, от одного до трех ниток. В этом украшении гармонично сочетается язычество и христианство – крестик из металла и различные религиозные орнаменты.
Орнаментика гуцульских украшений, как и других видов народного искусства гуцулов, насквозь проникнута элементами древней, дохристианской культуры. Здесь, в малодоступных горах до XX века сохранились традиции старославянского искусства.
Источником орнаментальных композиций гуцульских украшений был древнеславянский солярный культ, который воспевал первобытное земледелие и скотоводство, где главным фактором считалась животворная солнечная сила.
Символ солнца стал эмблемой благосостояния и благополучия, и для населения украинских Карпат, до наших дней сохранивших немало магических верований, в те далекие времена этот символ широко использовался как оберег. Именно поэтому разные интерпретации солярного символа так часто используют гуцульские мастера в декорировании украшений.
Со временем солярные знаки постепенно совершенствовались, приобретали разные атрибуты, выступали в разных сочетаниях с другими изображениями. Народное искусство Гуцульщины существовало долгие столетия. Оно жило и развивалось, творилось в новых формах, отражавших новое содержание жизни.
Особенно ярко в гуцульской орнаментике украшений отразился период древней Руси с характерным для него процессом христианизации и борьбы с язычеством. Этот процесс не был внезапным. Он длился очень долго и отчетливо отразился в народном искусстве постепенной ассимиляцией старой языческой символики с новой христианской.
Христианство могло войти в народные массы, только приспособив свои понятия, свои образы к языческим понятиям и образам, которых придерживался народ. Ассимиляции, в первую очередь, подверглась именно солярная символика, выражавшаяся в слиянии солнечного диска с крестом – главной эмблемой христианского культа.
Наиболее ярко этот процесс прослеживается в гуцульских металлических нагрудных украшениях – згардах, состоящих из одного или из двух (и редко – большее количество) дисков или крестов.
Однако постепенно крестики на гуцульских нагрудных украшениях из дополняющих становятся основными элементами. Таким образом, крестики на украшениях становятся самостоятельными элементами, превращая "пацерики", "перенизанные крестиками" - в згарды - дорогие крестиковые нагрудные украшения, которые наряду с венецианским и коралловым ожерельем, сороковицами и шелестами становятся признаком "зажиточности", т.е. соответствующего социального статуса в обществе. Большое количество крестиков на згардах свидетельствовало о зажиточности семьи.